Группа проектов Кипинфо
Реклама

Реклама

Калькуляция трубы

К списку статей

На экспортных нефтяных автострадах все подсчитано

В последнее время Россия диверсифицирует поставки углеводородов, реализуя проекты строительства магистральных трубопроводных нефте- и газовых сетей в западно-европейском и китайском направлениях. Что потребует применения современных измерительных комплексов, соответствующих мировым стандартам точности.

Сегодня же, как шутят эксперты, внутри России нередки ситуации, когда на границе «промысел – магистральные трубопроводы» возникают коллизии: «Транснефть», например, называет одни цифры поступления нефти в трубу, а промысловики – другие. «Потери» ценного энергоносителя на этапе транспортировки вызваны как естественной убылью (испарение, утечка), так и неточностью измерения.

Все крупные нефтяные компании, сдающие нефть для дальнейшей транспортировки в магистральные нефтепроводы системы АК «Транснефть» (по выходу из своих лицензионных участков), обладают современными системами измерения и контроля нефти (СИКН), отвечающими всем требованиям Национального стандарта. Технические требования на подключение к системе нефтепроводов «Транснефти» очень высоки, и здесь российские нефтедобытчики нередко опережают зарубежные компании.

В ОАО «АК «Транснефть» система учета на пунктах сдачи-приема нефти (ПСП) и организована на базе автоматизированных систем измерения количества и качества нефти (СИКН). Именно на ПСП формируется основной нефтяной поток, который необходимо правильно учесть, принять и доставить потребителю, не превышая допустимых норм погрешности, установленных в ГОСТ Р 8.595-2004 «Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений».

Точность и достоверность проведения учетных операций здесь зависит от применяемой схемы учета нефти.

Для достижения высокой степени точности измерений в компании реализуется программа технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии с ней вводятся в эксплуатацию новые коммерческие, и реконструируются старые СИКН. В 1993 году в системе АК «Транснефть» действовало 57 СИКН, в 200-м-уже 80, то в настоящее время их насчитывается около более 200.

Несмотря на то, что требования ГОСТа «позволяют» не учитывать при неоднократной процедуре учета одной и той же партии нефти 1-2% от общего ее количества, на узлах учета нефти поставили стационарные турбопоршневые установки взамен передвижных. В итоге за счет совершенствования средств и методов измерений достигнута погрешность по объему порядка 0,1%.

Закон перехода качества в количество

Для магистрального транспорта помимо прочего, важное значение имеет и измерение качества сырья. Высокие требования к качеству товарной нефти, точности измерения ее количества – важные задачи, стоящие перед предприятиями, транспортирующими «черное золото». Качественный анализ нефти – это работа на грани искусства, ибо нефть – сложный объект для лабораторного анализа. Во-первых, нефти разных месторождений существенно различаются по своим физико-химическим характеристикам (вязкости, плотности, содержанию серы).

Во-вторых, нефть и нефтепродукты (ШФЛУ, стабильный конденсат, нефть товарная и сырая и т.д.) представляют собой сложные смеси очень большого числа компонентов. В бензиновых фракциях число компонентов может достигать 500, а в масляных – и того больше.

Как отметил директор Департамента транспорта, учета и качества нефти Иван Кацал в интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти», серьезной проблемой для «Транснефти» становится увеличение приема в систему высокосернистой нефти, в то время как поступление малосернистой в последние годы неуклонно уменьшается.

Например, перекачиваемая по нефтепроводу смесь нефтей относится к месторождениям и залежам северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Нефти наиболее крупных месторождений – Усинского (девонская и пермокарбоновая залежи), Возейского, Харьягинского, Верхневозейского, Ардалинского, Кыртаельского – относятся к разным типам и классам и обладают широким спектром различных физико-химических и реологических свойств.

Все они обладают той или иной аномальностью: высокой вязкостью (до 80 сСт) и плотностью (до 880 кг/м3), положительной температурой застывания (в среднем около +14 оС), неньютоновским характером течения и высоким содержанием парафина (в среднем около 8,0 %).

Такие свойства нефти заставляют нефтяников подходить очень серьезно к вопросу подбора расходомеров, средств измерений показателей качества нефти (плотномеров, вискозиметров, влагомеров) и оборудования (фильтров) СИКН.

В июле в Санкт-Петербурге состоялось совещание заместителей гендиректоров по товарно-транспортным операциям и главных метрологов дочерних обществ ОАО «Транснефть».

По результатам совещания было принято решение свести к минимуму отключение коммерческих СИКН и фактов перехода на резервную схему учета. Также в компании создана рабочая группа с участием дочерних обществ по оптимизации и внесению изменений в схему грузопотоков нефти, а также изучению опыта учета нефти с применением систем и СИ количества и показателей качества нефти.

Курс на автоматизацию

Еще один пункт в «повестке дня» – автоматизация замеров, то есть внедрение автоматизированных систем измерения количества и качества нефти. Это сделает возможным постоянный контроль процесса измерения и регистрацию основных технологических параметров перекачки нефти. В дочерних компаниях «АК ОАО «Транснефть» разработана долгосрочная программа поэтапного строительства и ввода в эксплуатацию на объектах перекачки нефти блоков автоматизированного контроля (БКН) качества.

Традиционно процедура проверки качества нефти проводилась в химико-аналитических лабораториях, когда состав нефти определялся «вручную», специалистами-лаборантами в соответствии с утвержденным графиком отбора и анализа проб. С одной стороны, результаты лабораторных исследований дают более широкое представление о свойствах нефти, с другой – отбор проб носит дискретный характер и не позволяет своевременно реагировать на изменения качества нефти в потоке.

Использование БКН дает возможность сочетать точность лабораторного определения свойств нефти и работу в автоматическом круглосуточном режиме поточных приборов при контроле качества перекачиваемой нефти без постоянного обслуживающего персонала, а также оперативно реагировать на изменение соответствия качества нефти требованиям ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия».

Оснащенность современным технологическим оборудованием и средствами измерения также позволяет выполнять автоматическую передачу сведений о качестве нефти по таким показателям, как содержание воды, плотность, вязкость, температура нефти, в районный диспетчерский пункт через систему телемеханики для диспетчерского контроля и управления

Профилактика и диагностика

Впрочем, имеется и другая проблема: обеспечение бесперебойных поставок от месторождения до потребителя. Большая же часть российских магистральных нефтепроводов (73%) была построена более 20 лет назад.

Именно поэтому технологическая политика «Транснефти» направлена на сохранение долговременного потенциала действующей системы. Наиболее очевидным результатом такой политики стало увеличение объема транспортировки нефти в 1,56 раза с 299 млн. тонн (1999) до 466 млн. тонн (2009). При этом аварийность магистральных нефтепроводов снизилась за этот же период в 1,9 раза: с 0,19 аварий на тысячу километров нефтепроводов до 0,099 аварий.

За разработку и внедрение передовых дефектоскопических «гаджетов» в «Транснефти» отвечает ЦТД «Диаскан». Ежегодно центр в соответствии с корпоративной программой разработки перспективного высокоточного диагностического оборудования выпускает несколько новинок. К примеру, в марте 2011 г. успешно проведены приемочные испытания и два модернизированных дефектоскопа 38-УСК.03.

В апреле 2011 г. приемочной комиссией принят диагностический комплекс «Профилемер многоканальный 40-ПРН» диаметром 1020/1067/1220 мм №7, предназначенный для проведения диагностических работ на вновь строящихся трубопроводных системах ВСТО-2 и БТС-2. В августе модернизирован «Дефектоскоп магнитный комбинированный МДСкан 42».


Реклама


Реклама


Реклама

Реклама


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
© 2006-2013 Kipinfo.ru
При использовании информации ссылка на сайт “Kipinfo” обязательна.
Контактная информация Размещение рекламы
16+